Неисправности в электроустановках и причины их возникновения

Устранение неисправностей электрооборудования кранов

Неисправности электрооборудования могут возникать в результате электрических или механических повреждений.

К электрическим повреждениям относятся износ, искрение щеток, обгорание и нарушение контактов, короткое замыкание, трещины в изоляторах, ослабление бандажа.

Механические повреждения — износ подшипников, изгиб вала ротора, разработка шпоночных пазов, износ и срыв резьбы, разрушение лап крепления, трещины.

Рассмотрим типичные неисправности основного электрооборудования.

Электродвигатели. Короткое замыкание в обмотке ротора. Признак неисправности-включение двигателя происходит рывком, обороты двигателя не зависят от позиции контроллера. Для проверки отсоединяют ротор двигателя от пускорегу-лирующего сопротивления. Если при включении статора двигатель будет работать, обмотка ротора закорочена.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Короткое замыкание в обмотке статора. Признак неисправности -двигатель при включении не вращается, срабатывает максимальная защита.
Обрыв одной из фаз статора при соединении двигателя звездой. Признаки неисправности — двигатель не создает вращающего момента, и, следовательно, механизм не проворачивается.

Обрыв в цепи одной фазы ротора. Признак неисправности -двигатель вращается с половинной скоростью и сильно гудит. При обрыве фазы статора или ротора у двигателя грузовой и стреловой лебедок возможно падение груза (стрелы) независимо от направления включения контроллера.

Рис. 159. Электрическая схема прибора для обнаружения короткого замыкания или обрыва витков:
1 — щупы, 2 — лампа, 3 — подсоединение к источнику питания

Износ коллектора и щеток. Неисправность возникает из-за неправильно выбранного давления щеток: при большом давлении ускоряется их износ, при малом-возникает вибрация щеток, искрение, что также способствует износу. Давление щеток можно проверить с помощью динамометра.

Потерявшие упругость пружины вменяют (при износе более % высоты илн при появлении сколов). Изношенные щетки можно зачистить шлифовальной шкуркой. Загрязненный коллектор (при незначительном его износе) зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Коллекторы с ослабленным креплением на валу, расшатанными пластинами и с замыканием между пластинами или на корпус заменяют. Изоляцию обмоток проверяют с помощью омметра. Короткое замыкание обнаруживают либо также с помощью омметра, либо с помощью прибора, показанного на рис. 159. Прибор работает так.

Если щупы подсоединены к коллектору и шейке вала или к местам подпайки двух проверяемых витков, лампа при коротком замыкании загорается, при обрыве — гаснет.

Контроллеры. Признаки неисправности-повышенное искрение, перегрев контактов, залипание или отсутствие фиксации контактов. Чтобы устранить неисправность, контакты проверяют на прилегание губок, усилие нажатия, раствор и провал. Прилегание губок контролируют с помощью копировальной бумаги.

Если площадь прилегания губок меньше 80% площади перекатывания, их обрабатывают под шаблон, а при износе выше нормы наплавляют и подвергают механической обработке. Давление губок проверяют с помощью динамометра (по усилию, при котором можно вытянуть тонкую папиросную бумагу из-под губок без ее повреждения).

Нажатие регулируют с помощью винтов, изменяющих предварительный натяг пружин. Раствор или раскрыто контактов проверяют с помощью шаблонов из металлической линейки. Провал контактора- это перемещение подвижной губки при удаленной неподвижной губке, благодаря которому контактор надежно работает даже при износе губок.

Поврежденную изоляцию контактора заменяют.

Магнитный пускатель. Признак неисправности — издаваемый пускателем гул. Ремонт магнитных пускателей заключается в исправлении изоляции витков (слюдяными или асбестовыми прокладками), пайке оборванных проводок, подтягивании контактов.

Рубильники н переключатели. Признак неисправности-повышенный нагрев контактов. Эта неисправность возникает в процессе эксплуатации, особенно, при перегрузках, что увеличивает сопротивление и вызывает нагрев контактов. Этот дефект устраняют, зачищая контакты.

Если рубильник находится длительное время под нагрузкой, то из-за перегрева могут обгорать контакты и снижаться пружинящие свойства губок контактов. Контакты зачитают и протирают салфеткой, смоченной бензином. Контактные губки, потерявшие упругость, заменяют.

Кнопки управления. Признак неисправности-заедание, отсутствие четкого контакта. Поскольку восстанавливать поломанные и изношенные детали кнопок управления экономически нецелесообразно, их заменяют.

Контактные соединения. Признаки неисправности — повышенный нагрев, отсутствие четкого включения. Контактные соединения подлежат постоянному контролю, При этом их проверяют и при необходимости подтягивают. Особенно важно предотвращать самоотвинчивание гаек и винтов.

Плавкие предохранители. Признак неисправности — перегорание предохраните чя. Поскольку надежная и безопасная работа электрооборудования в большей степени зависит от состояния защиты, необходимо регулярно проверять плавкие предохранители, своевременно их менять. Предохранители подбирают в зависимости or условий работы электрооборудования.

Реле времени. Признаки неисправности — несоответствие выдержки времени установленной величине. Реле проверяют с помощью секундомера. Выдержку времени регулируют двумя способами: изменением натяжения пружины или зазора в магнитной системе реле. При увеличении натяжения пружины время выдержки уменьшается, а при уменьшении натяжения-увеличивается.

Зазор в магнитной системе реле изменяют с помощью диамагнитных прокладок толщиной 0,1; 0,25; 0,35 и 0,5 мм. Чем толще прокладка, тем больше зазор в магнитной системе при натянутом якоре, тем быстрее спадание потока и меньше (при той же затяжке пружины) выдержка времени реле, и наоборот.

Выдержку времени регулируют прокладками только на вновь устанавли- -ваемых реле.
Реле максимального тока. Признаки неисправности-несоответствие тока срабатывания (уставки) паспортным данным двигателя. Обычно ток срабатывания равен 200-225% номинального тока двигателя. Реле регулируют с помощью регулировочного винта, контролируя ток уставки по шкале.

После регулирования тока уставки работу реле проверяют, несколько раз запуская механизм с полной нагрузкой.

Тормозные электромагниты МО. Признаки неисправности -сильный шум и недостаточное усилие торможения. При контроле за состоянием электромагнита обращают внимание на состояние механической части магнита, проверяют зазор в шарнирах оси якоря, а также состояние поперечной планки, в которую упирается шток. При зазоре в опорах оси более 1… 1,5 мм электромагнит заменяют.

Причина сильного шума -обрыв ко-роткозамкнутого витка или перекос магнита. Если короткозамкнутый виток в порядке, то для ликвидации шума ослабляют все болты крепления магнита к тормозному рычагу. Если при этом шум исчезнет, то болты последовательно затягивают и наблюдают момент возникновения шума. В месте крепления, деформация которого вызывает шум, ставят прокладку.

Электропроводка. Признаки неисправности-наличие оголенных проводов, их замыкание, обрыв.

При замене электропроводки руководствуются следующими правилами.

По металлоконструкции крана провода прокладывают в трубах или металлорукавах; по таким частям металлоконструкции, где исключается механическое повреждение провода, а также попадание на него масла и воды.

Все провода трехфазной сети размещают в одной трубе, если ток в них равен или больше 25 А; не разрешается спаивать провода внутри трубы или металлорукава; разрешается применять провода, изоляция которых рассчитана на напряжение не ниже 500 В.

Изолированные провода соединяют сваркой, спайкой и опрессовкой или скруткой.

Рекламные предложения:

Читать далее: Регулирование механизмов башенных кранов

Категория: – Эксплуатация кранов

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/ustranenie-neispravnostei-elektrooborudovaniya-kranov

Неисправности в электроустановках и причины их возникновения – Электро Помощь

Неисправности в электроустановках и причины их возникновения

Неисправности электрооборудования могут возникать в результате электрических или механических повреждений.

К электрическим повреждениям относятся износ, искрение щеток, обгорание и нарушение контактов, короткое замыкание, трещины в изоляторах, ослабление бандажа.

Механические повреждения — износ подшипников, изгиб вала ротора, разработка шпоночных пазов, износ и срыв резьбы, разрушение лап крепления, трещины.

Рассмотрим типичные неисправности основного электрооборудования.

Электродвигатели. Короткое замыкание в обмотке ротора. Признак неисправности-включение двигателя происходит рывком, обороты двигателя не зависят от позиции контроллера. Для проверки отсоединяют ротор двигателя от пускорегу-лирующего сопротивления. Если при включении статора двигатель будет работать, обмотка ротора закорочена.

Короткое замыкание в обмотке статора. Признак неисправности -двигатель при включении не вращается, срабатывает максимальная защита.
Обрыв одной из фаз статора при соединении двигателя звездой. Признаки неисправности — двигатель не создает вращающего момента, и, следовательно, механизм не проворачивается.

Обрыв в цепи одной фазы ротора. Признак неисправности -двигатель вращается с половинной скоростью и сильно гудит. При обрыве фазы статора или ротора у двигателя грузовой и стреловой лебедок возможно падение груза (стрелы) независимо от направления включения контроллера.

Рис. 159. Электрическая схема прибора для обнаружения короткого замыкания или обрыва витков:
1 — щупы, 2 — лампа, 3 — подсоединение к источнику питания

Износ коллектора и щеток. Неисправность возникает из-за неправильно выбранного давления щеток: при большом давлении ускоряется их износ, при малом-возникает вибрация щеток, искрение, что также способствует износу. Давление щеток можно проверить с помощью динамометра.

Потерявшие упругость пружины вменяют (при износе более % высоты илн при появлении сколов). Изношенные щетки можно зачистить шлифовальной шкуркой. Загрязненный коллектор (при незначительном его износе) зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Коллекторы с ослабленным креплением на валу, расшатанными пластинами и с замыканием между пластинами или на корпус заменяют. Изоляцию обмоток проверяют с помощью омметра. Короткое замыкание обнаруживают либо также с помощью омметра, либо с помощью прибора, показанного на рис. 159. Прибор работает так.

Если щупы подсоединены к коллектору и шейке вала или к местам подпайки двух проверяемых витков, лампа при коротком замыкании загорается, при обрыве — гаснет.

Контроллеры. Признаки неисправности-повышенное искрение, перегрев контактов, залипание или отсутствие фиксации контактов. Чтобы устранить неисправность, контакты проверяют на прилегание губок, усилие нажатия, раствор и провал. Прилегание губок контролируют с помощью копировальной бумаги.

Если площадь прилегания губок меньше 80% площади перекатывания, их обрабатывают под шаблон, а при износе выше нормы наплавляют и подвергают механической обработке. Давление губок проверяют с помощью динамометра (по усилию, при котором можно вытянуть тонкую папиросную бумагу из-под губок без ее повреждения).

Нажатие регулируют с помощью винтов, изменяющих предварительный натяг пружин. Раствор или раскрыто контактов проверяют с помощью шаблонов из металлической линейки. Провал контактора- это перемещение подвижной губки при удаленной неподвижной губке, благодаря которому контактор надежно работает даже при износе губок.

Поврежденную изоляцию контактора заменяют.

Магнитный пускатель. Признак неисправности — издаваемый пускателем гул. Ремонт магнитных пускателей заключается в исправлении изоляции витков (слюдяными или асбестовыми прокладками), пайке оборванных проводок, подтягивании контактов.

Рубильники н переключатели. Признак неисправности-повышенный нагрев контактов. Эта неисправность возникает в процессе эксплуатации, особенно, при перегрузках, что увеличивает сопротивление и вызывает нагрев контактов. Этот дефект устраняют, зачищая контакты.

Кнопки управления. Признак неисправности-заедание, отсутствие четкого контакта. Поскольку восстанавливать поломанные и изношенные детали кнопок управления экономически нецелесообразно, их заменяют.

Контактные соединения. Признаки неисправности — повышенный нагрев, отсутствие четкого включения. Контактные соединения подлежат постоянному контролю, При этом их проверяют и при необходимости подтягивают. Особенно важно предотвращать самоотвинчивание гаек и винтов.

Плавкие предохранители. Признак неисправности — перегорание предохраните чя. Поскольку надежная и безопасная работа электрооборудования в большей степени зависит от состояния защиты, необходимо регулярно проверять плавкие предохранители, своевременно их менять. Предохранители подбирают в зависимости or условий работы электрооборудования.

Реле времени. Признаки неисправности — несоответствие выдержки времени установленной величине. Реле проверяют с помощью секундомера. Выдержку времени регулируют двумя способами: изменением натяжения пружины или зазора в магнитной системе реле. При увеличении натяжения пружины время выдержки уменьшается, а при уменьшении натяжения-увеличивается.

Зазор в магнитной системе реле изменяют с помощью диамагнитных прокладок толщиной 0,1; 0,25; 0,35 и 0,5 мм. Чем толще прокладка, тем больше зазор в магнитной системе при натянутом якоре, тем быстрее спадание потока и меньше (при той же затяжке пружины) выдержка времени реле, и наоборот.

Выдержку времени регулируют прокладками только на вновь устанавли- -ваемых реле.
Реле максимального тока. Признаки неисправности-несоответствие тока срабатывания (уставки) паспортным данным двигателя. Обычно ток срабатывания равен 200-225% номинального тока двигателя. Реле регулируют с помощью регулировочного винта, контролируя ток уставки по шкале.

После регулирования тока уставки работу реле проверяют, несколько раз запуская механизм с полной нагрузкой.

Тормозные электромагниты МО. Признаки неисправности -сильный шум и недостаточное усилие торможения. При контроле за состоянием электромагнита обращают внимание на состояние механической части магнита, проверяют зазор в шарнирах оси якоря, а также состояние поперечной планки, в которую упирается шток. При зазоре в опорах оси более 1… 1,5 мм электромагнит заменяют.

Причина сильного шума -обрыв ко-роткозамкнутого витка или перекос магнита. Если короткозамкнутый виток в порядке, то для ликвидации шума ослабляют все болты крепления магнита к тормозному рычагу. Если при этом шум исчезнет, то болты последовательно затягивают и наблюдают момент возникновения шума. В месте крепления, деформация которого вызывает шум, ставят прокладку.

Электропроводка. Признаки неисправности-наличие оголенных проводов, их замыкание, обрыв.

При замене электропроводки руководствуются следующими правилами.

По металлоконструкции крана провода прокладывают в трубах или металлорукавах; по таким частям металлоконструкции, где исключается механическое повреждение провода, а также попадание на него масла и воды.

Все провода трехфазной сети размещают в одной трубе, если ток в них равен или больше 25 А; не разрешается спаивать провода внутри трубы или металлорукава; разрешается применять провода, изоляция которых рассчитана на напряжение не ниже 500 В.

Изолированные провода соединяют сваркой, спайкой и опрессовкой или скруткой.

Реклама:

Читать далее: Регулирование механизмов башенных кранов

– Эксплуатация кранов

Неисправности в электроустановках и причины их возникновения. Неисправности системы электроснабжения

РазноеНеисправности системы электроснабжения

Характерные неисправности системы электроснабжения приведены в таблице 14.2.

При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторные батареи заряжаются автоматически. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», необходимо проверить исправность генератора.

Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней генератора.

Причиной отказов в работе генератора может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения.

Прежде всего необходимо убедиться в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи возбуждения.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом – к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока.

Если при этом потребитель будет работать неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод.

Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля.

Таблица 14.2. – Характерные неисправности генераторной установки

НеисправностьПризнакПричинаСпособ обнаружения
Генераторная установка не обеспечивает заряд аккумуляторной батареиМалый зарядный ток, низкий уровень контролируемого вольтметром напряжения.Окисление выводов аккумуляторной батареи. Нарушение правил эксплуатации и неисправность АКБ: трещины моноблока, сульфатация пластин и соответственно, повышенное газовыделениеВизуально, запах кислотных испарений.
Слабое натяжение приводного ремняВизг при резком увеличении оборотов. Проверить прогиб ремня.
Неисправность генератораПроверить генератор на отдачу
Повышенное падение напряжение в местах соединенийПроверить качество соединений и падение напряжения на контактах,.
Неисправность (нарушение регулировок вибрационного или контактно- транзисторного) регулятора напряжения.Проверить регулятор на уровень регулируемого напряжения
Отсутствие зарядного тока, вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи.Нарушение целостности проводов, соединяющих элементы генераторной установки между собой и потребителямиПроверить с помощью контрольной лампы на обрыв и замыкание, подтянуть болтовые соединения, проверить надежность штекерных соединений
Неисправность генератораКратковременно замкнуть выводы “Ш” и “-” генератора с двумя выводами «Ш» (“Ш” и “+” регулятора напряжения генератора с одним выводом «Ш»). Если амперметр не показывает увеличения силы зарядного тока, а вольтметр- напряжения, генератор снять и отправить в ремонт
Неисправность регулятора напряжения.Если при выполнении операций предыдущего пункта наблюдается резкий бросок силы зарядного тока и напряжения- регулятор проверить с помощью контрольной лампы.
Повышенный уровень напряжения в бортовой сетиБольшой зарядный ток, вольтметр показывает высокий уровень напряжения.Неисправность регулятора напряженияРегулятор проверить с помощью контрольной лампы.
Вибрационный или контактно- транзисторный регулятор разрегулирован в сторону увеличения напряженияПроверить регулировку регулятора напряжения
Повышенное падение напряжения в контактных соединениях цепи между регулятором напряжения и бортовой сетьюПроверить визуально или с помощью омметра состояние контактов. При необходимости зачистить, подтянуть или заменить контактные соединения в выключателе зажигания, предохранителях, штекерных или винтовых соединениях цепи, в том числе соединяющих регулятор напряжения с массой.

Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов.

При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю поочерёдным отключением проводов.

Если при отключении провода предохранитель не срабатывает, то неисправность в отключенном элементе.

При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменить новыми соответствующего сечения и длины. Место сращивания необходимо изолировать изоляционными трубками или изоляционной лентой.

Источник:

Тема: электрические поломки, причины выхода из строя электрооборудования

В этой теме я постараюсь привести Вам примеры таких факторов, что являются основной первопричиной дальнейшей поломки любого электрооборудования и электроустройств, в независимости от своего вида и предназначения. Прежде всего, такие причины следует разделить на два типа. Это внешние и внутренние.

Для наглядности и лучшего понимания, давайте представим любую электротехническую систему изнутри, и посмотрим что она из себя в общем представляет.

Не важно, будь то электрооборудование или механическое устройство либо же биологическая система, всё работает по похожему принципу, а именно, всё устройство, это целостная система. Она состоит их определённых функциональных подсистем.

Каждая выполняет свою роль и определённую задачу. И общая работа всего электроустройства в целом, зависит от работы каждой из этих отдельных частей, элементов, механизмов.

Если все составные части функционируют нормально, то и оборудование в целом тоже. Да, и ещё весьма важно заметить, что работа каждого элемента и системы в целом, происходит в определённом номинальном режиме, выход из которого и повлечёт за собой частный и общий сбой, а в результате, естественно неисправность и поломку. Это Вы должны и сами знать.

Источник: https://elektriki23.ru/rekomendatsii/neispravnosti-v-elektroustanovkah-i-prichiny-ih-vozniknoveniya.html

Основные причины выхода из строя электрооборудования. Электрические поломки

Неисправности в электроустановках и причины их возникновения

Перенапряжение на входе питания, это внешний фактор, который возникает как правило из-за удара молнии в линию электропередач, переходных переключениях на подстанциях, перекоса фаз либо обрыва нулевого провода на вводе и т.д. При этом в электрических сетях возникает высокий, кратковременный всплеск напряжения, что ведёт к перегоранию наиболее чувствительных частей и элементов электрической схемы в устройствах.

Пониженное напряжение на входе питания, так же внешний фактор. Он может возникнуть от того же перекоса фаз, большой нагрузки на линии, неполадки на подстанциях, линиях электропередач и подводящих кабелях. При пониженном напряжении, чувствительное электрооборудование становится неустойчивым в своей номинальной работе, в итоге возникает большая вероятность выхода из строя.

Неблагоприятные внешние условия, в которых работает электрооборудование. К ним можно отнести погодные и климатические условия. Либо такие случаи, при которых человек случайно подвергает устройство на недопустимые условия.

К примеру, работает телевизор, а на чём стоит ваза с цветами и водой. Случайно опрокинул ее, и вода попала внутрь телевизора, вот и всё. К природным и климатическим можно отнести повышенную влажность, запылённость, высокую и низкую температуру и т.д.

Теперь о внутренних причинах поломок оборудования.

Некачественные части, из которых и собрано определённое устройство. Думаю, Вам не раз приходилось покупать дешевую китайскую технику, что очень быстро приказывала долго жить.

Основная причина подобных случаев именно некачественная сборка, наличие некачественных деталей, при производстве не просчитан и не учтён надёжный режим работы (в СССР было совсем иначе, техника делалась с большим запасом прочности).

Так же очень многое зависит от расчёта при проектировании и создании на самом предприятии, того или иного оборудования.

Поскольку при определённой ошибки либо погрешности, а может в целях экономии материала, появляются некоторые слабые места в электроустройстве, что при нормальных режимах не проявляются, а как только возникнет небольшая перегрузка или аварийный режим работы, тут-то и здравствуй поломка.

Кстати, как это ни странно, большинство поломок возникает в момент включения и выключения, из-за переходных процессов и самоиндукции в катушках, которое генерирует всплеск ЭДС. А этого импульса вполне хватает для повреждения чувствительных деталей. Нельзя забыть и про статику, что опасна для схем на полевиках. Это оборудование умирает даже от прикосновения.

Внутренний программный сбой, это ещё один вид неисправности, который, пожалуй, больше относится к электрооборудованию с управлением на современной электронике. Ну с этим проще.

И, пожалуй, последними причинами, которые возникают довольно часто, являются обычный обрыв и короткое замыкание. Обрыв соответственно прекращает подачу электропитания по нужным путям электрической цепи, а короткое замыкание палит большим электрическим током.

Это и были основные причины выхода из строя электрооборудования, что в большинстве случаев служат первопричиной любой поломки и требуют последующего электроремонта.

P.S. Зная эти простые причины, возможно за ранние предостеречься от поломок, путём покупки качественного оборудования, установкой защитных устройств на входе питания, соблюдения простых правил эксплуатации и тем самым больше обезопасить себя от лишних затрат времени и сил на ремонт.

Источник: https://electrohobby.ru/osnov-prich-vyih-iz-stroy-el-ob.html

Повреждения в электроустановках: виды, причины, меры защиты

Неисправности в электроустановках и причины их возникновения

Снабжение потребителей электрической энергии имеет постоянный характер, но может прерываться для проведения каких-либо технологических операций (ремонтов, испытаний и т.д.).

Но, наряду с плановым выводом в ремонт,  питание электроустановок напряжением установленной величины может нарушаться и по другим причинам.

Как правило, причиной внеплановых перебоев в питании становятся  повреждения в электроустановках, обусловленные действием каких-либо физических факторов.

Чем опасны повреждения в электроустановках?

Следует отметить, что в результате повреждений электроустановок возникает угроза поражения персонала электрическим током. Так, в  случае перехода потенциала на корпус оборудования человек может пострадать от напряжения прикосновения в случае отсутствия защитного заземления в электроустановке, некорректно настроенного реле или отсутствия защитных ограждений.

Рис. 1: Напряжение прикосновения

Посмотрите на рисунок, здесь приведен пример, когда на корпусе присутствует потенциал Uпр и при касании человека к корпусу, через него будет протекать ток Iпр, зависящий от величины напряжения Uпр  и сопротивления человека R.

Подобный эффект возможен при падении провода на землю, но угрозу, в этом случае, будет нести уже шаговое напряжение.

По отношению к эксплуатации электроустановок, приборов и оборудования, повреждения опасны и влиянием на линии, и на все устройства, подключенные к сети. Из-за чего может произойти перегорание деталей, нарушение изоляции запитываемых приборов.

А при серьезных повреждениях, возможно возгорание электрической дуги и термическое разрушение элементов электроустановки.

Снижение сопротивления изоляции приводит как к критическим повреждениям, на которые должны реагировать защиты, так и к скрытым, которые могут проявиться со временем или в ходе каких-либо технологических операций.

Какие бывают виды повреждений в электроустановках?

Под повреждением в электроустановках понимается нарушение их нормальной работы, обусловленное каким-либо аварийным событием (обрывом, схлестыванием, перегоранием проводящих элементов и т.д.).

Как правило, при этом происходит изменение установленной величины тока, напряжения или частоты от заявленной поставщиком.

Все нарушения в работе электроустановок, с точки зрения физического процесса, можно разделить на такие категории:

  • Короткое замыкание – представляет собой такую ситуацию, когда в силу протекания каких-либо процессов из цепи снабжения исключаются линии, устройства или электрические аппараты. Электрический ток начинает протекать без нагрузки к источнику. Из-за чего величина тока мгновенно увеличивается в десятки раз, и он способен нарушить изоляцию токоведущих частей и вызвать ряд разрушительных процессов. По цепи протекания подразделяется на однофазные, межфазные, замыкание фаз на землю и замыкания с нейтралью трансформатора.Рис. 2: Примеры коротких замыканий
  • Отсутствие напряжения – характеризуется такими отказами в работе оборудования, при которых нарушается целостность цепи в одной или сразу во всех фазах. Может возникать из-за сбоев в работе автоматического выключателя, обусловленных безосновательным протеканием оперативного тока в цепях управления. Также при обрыве проводов без касания соседних токоведущих или заземленных частей. В случае отсутствия напряжения в одном проводнике происходит перекос фаз, из-за чего перегреваются обмотки трансформаторов, генераторов и электрических машин.
  • Просадка напряжения – характеризуется падением данной величины, из-за чего нарушается нормальная работа электроустановок, могут не включаться какие-либо аппараты, значительно снижается срок их эксплуатации. Низкое напряжение может обуславливаться окислением контактов, межвитковыми замыканиями в трансформаторах, возникновением большой нагрузки и т.д.
  • Повышение напряжения – такое повреждение характеризуется мгновенным нарастанием его величины до того уровня, при котором могут повредиться устройства, изоляция электрооборудования и возникает угроза персоналу. Как правило, обуславливается атмосферными разрядами, несимметричными режимами, переходом высокого напряжения на низкую обмотку или другими режимами.
  • Перекрытие и пробой изоляции – характеризуется снижением диэлектрических свойств, как самого изоляционного слоя, так и поверхности изоляторов, которое может произойти из-за механических повреждений, загрязнения или естественного старения.
  • Перегревы и пережоги – возникают из-за несоответствия величины протекающего тока сечению проводника или при дуговых и разрядных явлениях в электроустановках. Могут привести к повреждению изоляции, перегоранию проводов или шлейфов в местах присоединения.Рисунок 3: Пережог провода

Посмотрите на рисунок, некоторые повреждения в электроустановках, если их вовремя не локализировать, сопровождаются сразу несколькими процессами. Здесь приведен пример повышения напряжения из-за атмосферного разряда, от которого произошел пробой изолятора с последующим пережогом провода.

Причины возникновения повреждений

Всем повреждениям в электроустановках предшествуют определенные причины. Некоторые из них накапливаются в течении достаточно длительного периода, а какие-то дают о себе знать сразу после возникновения. К основным причинам относят:

  • Неверные действия персонала, которые нарушают безопасную эксплуатацию. Это и коммутация под нагрузкой, и подача напряжения на заземленные участки. Причиной таких действий, как правило, является незнание однолинейной схемы или обычная невнимательность.
  • Естественное старение оборудования и его отдельных элементов. Из-за чего конструктивные части различных устройств утрачивают свои основные характеристики. В качестве примера можно привести старение изоляции и последующее повреждение кабеля.
  • Коммутационные, режимные или атмосферные перегрузки. В зависимости от источника, вносящего дисбаланс, происходит значительное отклонение какого-то электрического параметра с последующим повреждением.
  • Механические воздействия – возникают как от попадания сторонних предметов, так и от чрезмерной статической нагрузки, температурных колебаний или динамических ударов тока.

Стоит отметить, что некоторые из причин можно своевременно фиксировать при помощи испытаний и прочих регламентных работ. А те причины повреждений, которые возникают случайно, необходимо своевременно выявлять и локализировать, дабы минимизировать негативные последствия.

Способы локализации и борьбы с повреждениями

Большинство повреждений электроустановок останавливаются посредством защитных отключений. При этом устройства автоматического отключения (выключатели, автоматы и т.д.) отсекают определенный участок или конкретное оборудование, что позволяет прекратить разрушающее воздействие и на них, и на соседние устройства.

Для такого отсечения выключатели приводятся в действие посредством систем релейной защиты, реагирующих на различные повреждения в электроустановках.

К ним относятся, токовые реле, дифференциальные, дистанционные, тепловые защиты, реле контроля напряжения, фаз и прочие, получающие информацию о состоянии системы через трансформаторы тока, напряжения и другие устройства.

Наилучшим способом борьбы с разнообразными повреждениями в электроустановках и последствиями от них является предупреждение аварий посредством своевременного проведения осмотров электроустановок, испытаний, технического обслуживания и ремонта. При соблюдении сроков и всех работ, предусмотренных НД, можно предупредить львиную долю всех повреждений.

Помимо прогнозируемых повреждений в электроустановках существуют случайные, к примеру, те же атмосферные перенапряжения.  Для борьбы с ними устанавливаются средства борьбы с перенапряжениями (ОПН и разрядники), монтируются защитные проводники по всей протяженности линии.

по теме

Источник: https://www.asutpp.ru/povrezhdeniya-v-elektroustanovkah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.